Система Pantone Plus

Система PANTONE MATCHING SYSTEM (с 2010 — PANTONE PLUS) — самая массовая и распространенная система цветов PANTONE. Это система смесевых цветов, то есть цветов, которые предварительно замешиваются из базовых красок и наносятся на бумагу в готовом виде.

Сегодня в системе Pantone Plus 40 базовых цветов: 18 основных, 7 флуоресцентных, 8 металлизированных и 7 пастельных:

Это в 10 раз больше по сравнению с четерьмя при печати CMYK, что многократно расширяет цветовой охват системы Pantone и позволяет получить намного более яркие и насыщенные цвета.

Также замешивание краски перед печатью позволяет избежать столь характерного для CMYK печати зерна.

Поэтому цвета PANTONE MATCHING SYSTEM традиционно используются в логотипах и фирменных стилях — там, где нужны равномерные и яркие цвета. Со временем цвета этой системы начали «просачиваться» в области, далекие от полиграфической печати: интерьерный дизайн, строительство, индустриальный дизайн.

Большинство цветов PANTONE PLUS обозначаются 3-значными, 4-значными или 5-значными номером с суффиксом «C» или «U», обозначающим тип бумаги, на которой цвет напечатан. Ряд цветов имеет имена собственные — это все базовые цвета, а также семейство нейтральных цветов с именами «Cool Gray»+номер, «Warm Gray»+номер, «Black»+номер.

 

Номер цвета PANTONE может рассказать о многом.

В 1963 году, когда система Pantone Matching System была представлена, все цвета PANTONE были 3-значными: от 100 до 587. Номера 100-399 были «классическими» - яркие, чистые, насыщенные оттенки, которые сразу были разобраны на основные корпоративные цвета множеством компаний. Цвета с 400 по 587 – нейтральные и темные цвета, для вспомогательных элементов логотипов и фирменных стилей.

В 1987 году была представлена система 747XR (XR означало "Extended Range", расширенный диапазон). В ней было 747 цветов, новые цвета были добавлены между старыми, при этом нумерация новых цветов была четырехзначной и соотвествовала соседним трехзначным цветам, между которыми они добавлялись. К примеру, после страницы с цветами 539-545 появлялась страница с цветами 5395-5455. Так появились 4-значные цвета.

В 1991 году вышло издание "1000", в котором число цветов дошло до 1012. Новые цвета начинались на "6" и "7", и они снова были 3-значными, от 600 до 732. Это были слабонасыщенные цвета (т.н. "светлые и грязные"), предназначенные для дополнения основных. При этом впервые был нарушен хроматический принцип - хотя новые цвета охватывали весь цветовой спектр, они не были "встроены" между старыми цветами, а добавлены в конце палитры.

Шло время и старой палитры PANTONE стало не хватать. Появились запросы на новые цвета, где в спектре PANTONE были пробелы. В ответ на это компания PANTONE начала добавлять в систему новые оттенки. Эти дополнительные цвета образовывали отдельную группу, они начинались на "7" и были 4-значными, например, 7488 или 7520. Первое добавление случилось в 2000 году - добавилось 147 новых т.н. "дизайнерских" цветов с номерами от 7401 до 7547. Затем, в 2010, одновременно с редизайном системы Pantone Matching System и ее переименованием в Pantone Plus добавилось еще 224 новых цвета, с 7548 по 7771. Первое добавление в 2000 снова нарушило хроматический принцип, и в 2010 году компании Pantone пришлось перетасовать всю палитру, чтобы вернуть ей правильный, хроматически организованный вид. К сожалению, при этом пришлось пожертвовать порядковой нумерацией.

В 2012 году появилась новая группа цветов – 4-значные, начинающиеся на "2", с 2001 по 2336. Эти цвета можно назвать «мигрантами» из системы Pantone Goe, которая, хотя и не смогла завоевать популярность, нашла ограниченное использование в упаковочной индустрии. Чтобы в перспективе не подводить клиентов, использующих Goe, было решено добавить в Pantone Plus 4 базовых краски Goe и 336 цветов из этой системы.

Помимо обычных цветов, начинающихся на 1-7, в системе Pantone Plus есть специальные цвета: металлики, пастельные и флуоресцентные. Они включены в основную нумерацию Pantone, но их легко "опознать" по их номерам.

"Группа" 8 (3- и 4-значные номера, начинающиеся на 8) — классические металлики. Базовые металлизированные цвета имеют номера 871877, прочие металлики имеют 4-значные номера 80018965.Примеры: 871 C, 8283 C. Все их можно найти в справочнике METALLICS.

На «8» также начинаются базовые флуоресцентные цвета: 801–807 и производные от них 808–814. Их можно найти в справочнике Pastels & Neons. Остальные флуоресцентные цвета относятся к следующей группе.

"Группа" 9 (3- и 4-значные номера, начинающиеся на 9) — пастельные (9020-9163) и флуоресцентные (908942) цвета. Примеры: 9280 C, 929 U. Их можно найти в справочнике Pastels & Neons.

"Группа" 10 (5-значные номера, начинающиеся с 10) — новые металлики серии PREMIUM. Примеры: 10149 C. Их можно найти в справочнике PREMIUM METALLICS. Это едиственные 5-значные цвета в системе Pantone Plus.

 


Структура справочника PANTONE Plus

Базовой единицей веера PANTONE является страница. На одной странице расположено 7 цветов (за исключением нескольких страниц серых цветов Cool Gray и Warm Gray). Несмотря на пересмотр структуры веера в 2010 году, сами страницы остаются неизменными с самого первого веера – поменялся только порядок страниц в веере и их номера. Как в 60-х годах в веере PANTONE была страница с цветами 203-209, так есть она и в веере 2013 года выпуска, только в 60-х она имела номер 17, а в 2013 – 45.

Постоянная структура страницы сохраняется также и во всех справочниках: эту же страницу с цветами 203-209 можно найти как в Formula Guide, так и в Color Bridge, и в Solid Chips.

Для большинства страниц PANTONE характерна следующая структура: цвет по середине страницы является основным и замешивается из одной или двух базовых красок. Цвета выше по странице идут с добавлением краски PANTONE White и уменьшением доли базовых красок с сохранением пропорции – это "света", цвета ниже идут с добавлением PANTONE Black и также уменьшением доли базовых красок с сохранением пропорции – это "тени". Страница целиком представляет собой плавный переход от светлого к темному с сохранением цветового оттенка. У отдельных страниц, в особенности, добавленных недавно, может быть иная структура и основной цвет может располагаться в любом месте страницы. Но переход от светлого к темному обычно сохраняется.